РИТАМБХАРА ЙОГА САДХАНА (RYS)

Заметки к обоснованию системы. Часть 1. 15-05-2015

БЛАГОДАРНОСТИ

Я благодарю моих первых учителей:

Андрея Витальевича Лаппу

Андрея Владимировича Сидерского

И моих несравненных Гуру:

Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойса

Гуруджи Шри Шайлендру Шарму

Шри 1008 Чандрашекхара Шивачарью Махасвамиджи

А также:

Аркадия и Бориса Стругацких, Дона Карлоса Кастанеду, Сергея Лукьяненко, Генри Лайона Олди, Сергея и Марину Дьяченко

— некоторые их произведения сыграли весьма важную роль в формировании и структуризации системы ритамбхара йога садханы

А также:

— моего первого незабываемого Наставника, проводника от обыденности жизни к ее чудесным тайнам, Калинина Юрия Евгеньевича

Я создал данное направление интегрального тренинга в 2011 году после 30 лет непрерывного нахождения в пространстве йоги, интенсивной практики различных школ и стилей йоги и других систем саморазвития, самообучения и общения со многими ищущими и мастерами Запада и Востока.

RYS – новый концепт, который в своей основе содержит традиционные техники работы с телом и сознанием, основанные на многолетнем опыте и апробированные большим количеством занимающихся. Однако это можно сказать только о базовых техниках первых ступеней стиля, ибо в своих продвинутых, от ступени к ступени усложняющихся практиках, ритамбхара йога садхана содержит в себе много ранее не встречающихся в предлагаемых комбинациях упражнений и технологий. При всем при том, рассматривая отдельные составляющие стиля, надо сказать, что в них нет ничего нового, ибо все давно известно и придумано и лишь специфическое выстраивание этапов работы с телом и сознанием, особая расстановка акцентов и адаптация к современным реалиям жизни и делают ритамбхара йога садхану тем, чем она и является – сложным филигранным инструментом, ведущим вас от тьмы неосознанного существования к свободе, тотальному осознанию и бессмертию.

Имея четкую концептуальную структуру, система ритамбхара йога садханы продолжает находиться, как и любая рабочая технология (а именно ей она и является) в постоянном развитии, вместе с развитием ее автора и изменением текущего состояния окружающего мира.

В чем отличие ритамбхара йога садханы (далее RYS) от других школ и направлений?  С одной стороны, технология RYS состоит из мозаики, многие элементы которых являются вполне общепризнанными направлениями йоги сами по себе и показали свою потенциальную эффективность на тысячах занимающихся. Но, они показали не только эффективность, но и, чем более бескомпромиссная технология заложена в их структуре, тем большую травмоопасность для психики и физики занимающегося. И посему, отрицательных результатов, тоже, к сожалению, хватает. В большинстве случаев это происходит по причине неадекватности использования тех или иных техник физическому и, главное, психическому состоянию ученика. Сами техники могут быть изумительно рабочими и супер-эффективными… но только для тех, кто готов. И никакой «йоги для всех» не существует  в принципе. Несмотря на то, что любая йога, несомненно, является путем к полной и окончательной свободе (хотя что это слово может означать и в каком контексте, мы еще поговорим), и априори подразумевает тотальную ответственность занимающегося за все свои действия, почему-то совершенно забылся тот факт, что без некоей «сдачи экзаменов на профпригодность» совершенно бесполезно и бессмысленно идти дальше, а попросту говоря, опасно и разрушительно, причем не только для потенциального адепта, но и для многих «простых» людей, его окружающих.

В отличие от многих других существующих направлений йоги в RYS имеет место быть очень жесткая иерархия освоения различных техник и формирования соответствующих навыков, состояний и осознаний, без которых следующие шаги запрещены.

Тут все зависит от кристаллизации такой сложной штуки как намерение и корреляции его (или того, что человек за него принимает) с так называемой «обычной жизнью» и «нормальностью» «простого человека». Вот от этих факторов, а также от некоторых других, о которых мы поговорим ниже, и зависит успешное прохождение по пути, о чем просто с удручающей частотой  забывают жаждущие идти туда, не знают куда.

Еще раз повторю, что без прохождения каждой ступени до вполне четко определенного для каждого конкретного человека уровня (а тут есть  закономерные различия, зависящие от личностных физических, психических и пр. характеристик), попытка полноценного освоения техник следующей ступени запрещена, так как фактически является однозначно опасной и практически бессмысленной и ничего, кроме проблем и неизбежного дисбаланса принести не может в принципе.

С другой стороны, технология RYS вполне себе позволяет начинать и продолжать заниматься людям, довольно далеким от конечных ее целей. Но! Во вполне четко заданном объеме с вполне определенными результатами, выше которых прыгнуть на означенном уровне надеяться не стоит, но кому-то может и не надо и не хочется!

А вот чего она не позволяет, так это самообманываться и строить надежды или высказывать претензии на то, к чему еще не готов или что еще в принципе не может быть освоено.

Если сказать очень грубо и очень приближенно, то ритамбхара йога садхана – это сплав аштанга йоги Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойса, крийя йоги Гуруджи Шри Шайлендры Шармы, бхакти йоги Шри Т.Кришнамачарьи, некоторых техник тантры и технологий тотального видоизменения сознания, заложенных в работах Дона Карлоса Кастанеды и некоторых других современных исследователей-психологов.  

На настоящий момент каркас технологической схемы развития RYS состоит из восьми этапов (или ступеней) и выглядит следующим образом:

  1. Ведачара. Тональ. Универсальные принципы и методики хатха йоги. Тапас. Абхьяса.
  2. Вайшнавачара. Тональ. Аштанга виньяса йога Традиции Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса. Ахимса. Свадхьяя.
  3. Шайвачара. Тональ. Управление намерением и формирование доминирующих жизненных санкальп. Сатья. Астейя.
  4. Дакшиначара. Тональ. Крийя йога Гуруджи Шри Шайлендры Шармы. Апариграха. Вайрагья.
  5. Вамачара. Второе внимание. Социальная адаптация, многоуровневый сталкинг. Брахмачарья. Ишварапранидхана.
  6. Сиддхантхачара. Второе внимание. Деконцентрация, депрограммирование. Шауча. Сантоша. Бхакти йога.
  7. Каулачара. Нагуаль. Целостность. Дживанмукти раджа.
  8. Ритамбхара праджня.

Просьба не рассматривать вышеприведенные йогические, тантрические и магические термины абстрактно, без контекста, ибо это может только запутать. Схема приведена справочно и она только схема, ничего более. При этом, надо иметь в виду, что это всего лишь каркас для столь любящего всякие структуры и инвентаризации западного ума, и в действительности, как и в йоге Риши Патанджали, работа идет по всем уровням сразу, хотя, повторюсь, без освоения некоторых вещей движение дальше попросту невозможно.

Несколько слов об оплате ☺

Заветная мечта каждого обывателя (часто это слово звучит как почти ругательное, при этом многие любят говорить то же самое про себя, но другим словосочетанием, типа «я – обычный человек», даже не подозревая, что это одно и то же) состоит в том, чтобы получить какой-то супер-результат по-легкому, стать исключительным «по блату». Причем «блатом» может быть как знакомство с какой-то практикой (даром что не выполняемой), которая считается тайной, специфической или, на худой конец, элитной (а причислить себя к элите мечтает любой обыватель), так и получения  некоего «посвящения», которое позволит перепрыгнуть через то, через что перепрыгнуть нельзя априори ☺

Но – бесплатных пирожных не бывает… Платить придется и, чем большего вы вожделеете, тем выше будет цена.

Чтобы получить то, чего никогда не имел, надо сделать то, чего никогда не делал…

Все, что у нас есть, — это наша энергия и наше время. Причем и того и другого катастрофически мало. Но только этим можно расплатиться за что-либо настоящее, реально существующее.  И платить придется щедро, очень щедро и очень долго. Ибо обязательно наступает момент, когда становится, как сказал классик, «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И, самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично.»     

Стив Джобс

И часто уже, в эти моменты мучительной боли, энергетический уровень так низок, груз набранной на себя «ответственности» или (что по сути одно и то же) «безответственности» так тяжел, а времени жизни осталось так мало, что совершить прорыв к чему-либо действительно значимому, а уж тем более к совершенно непонятной свободе, человек не в состоянии. Бесплатных же пирожных, повторюсь, не бывает. Однако, это не повод отчаиваться, ибо подавляющее большинство из нас именно в этом состоянии и находится, а сидеть в луже ведь всегда приятнее вместе, да? Просто надо адекватно отдавать себе отчет в том, что у нас есть в кошельке и от этого отталкиваться. Начать можно в любой момент, из любой отправной точки. Главное – захотеть. Вопрос в другом. Как не сорваться с однажды вроде бы раз и навсегда выбранного пути и не побежать по кругу, что также все очень любят делать, освоив парочку простеньких трюков с телом или выучив несколько цитат из священных когда-то для кого-то текстов? Большинство «йогов» находится именно в таком состоянии и боится взглянуть в глаза правде. Они боятся признать, что они не изменились ВООБЩЕ, а приобретенные навыки только еще больше привязали их к тому плачевному состоянию, в котором они находились прежде, и все, что они приобрели – способность индульгировать, что они – йоги, что они – особенные, что они знают что-то такое, до чего остальные еще не додумались.

Одна из известных максим говорит, что

Для того, чтобы дверь открылась, наставление должно быть устным; упражнение — непрерывно; техника изучается познанием себя.

Другая цитата вносит еще некоторую ясность:

Йога является бесценным даром для умного человека — она помогает ему стать мудрым.

Мудреца же она сделает богом.

Глупый человек, принимаясь за “практику йоги”, неизбежно превращается в идиота, а идиота занятия йогой всегда приводят к смерти.

Обычному же, заурядному человеку заниматься йогой не нужно и некогда — у него есть дела поважнее.

Поэтому, прежде чем прикоснуться к этому удивительному учению, постарайтесь быть предельно искренними с самим собой.

Спросите себя: кто я и зачем мне это?

От этого зависит ваша дальнейшая судьба.

А в одном из журналов YОГА было опубликовано замечательное интервью с мастером воинских искусств из Вьетнама… и там еще одна цитата:

В течение первых трёх лет занятий, он (ученик) не имеет права раскрывать рот и задавать тупые вопросы; в течение этого времени (всего трёх лет!) он МОЖЕТ И ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ МОЛЧАТЬ, СЛУШАТЬ И НАБЛЮДАТЬ…

Да, и последнее.

Никаких семинаров, мастер-классов, обучающих программ и общедоступных тренингов по ритамбхара йога садхане нет и никогда не будет. Не будет в принципе, только обучение «один на один» и жесткая система контроля и продвижения по уровням. Как и жесткая система принятия в ученики.

Иногда могут быть обнародованы тексты, имеющие некоторое отношение к системе, но однозначно без четких практических описаний и ключей.

Мне могут задать вопрос, а зачем же я тогда все это пишу, ведь все тексты ныне — это пиар для привлечения «клиентов» в те или иные «сети» с обещанием всех благ и чудесных результатов.

Просто прошло уже несколько лет, как система создана и я не имею никакого права удерживать ее лишь внутри себя, хотя многие аспекты нуждаются в дальнейшей проработке, правда, они не касаются первых ступеней. И я просто должен сказать то, что говорю и заявить, что система есть и она работает. А захочет ли кто-то ей следовать… это не просто…

Ом Намах Шивайя!