Некоторое время назад один журнал, специализирующийся на йоге, попросил меня написать какую-нибудь общеознакомительную статью по аштанга виньяса йоге, направлению, которым я плотно занимаюсь уже около 15 лет. Я согласился и постарался выполнить это задание наилучшим образом.

Однако в журнале мне заявили, что статья не подходит им по формату, чрезмерно не политкорректна и не раскрывает технологию практики аштанга виньясы. А уж заставлять читателей самостоятельно лазить в Интернет и зазывать их куда-то заниматься, вместо того, чтобы прямо вот здесь и сейчас быстренько разобраться с аштангой раз и навсегда и кратенько и доступно научить их заниматься – и вовсе нехорошо.

Я никогда не адаптировал свои тексты в угоду гламурным спесивым ленивцам, которые составляют большинство читателей современных журналов любой направленности, еще меньше собираюсь делать это впредь. Посему я сказал большое спасибо замечательному журналу,, что они невольно дали мне стимул на написание этой статьи и теперь представляю ее вашему вниманию здесь.

АШТАНГА ЙОГА – ЙОГА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ. ИСТОРИЯ И ПОНИМАНИЕ

Аштанга виньяса йога Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса

В 60-е годы XX-го века, во времена расцвета сексуальной революции, порожденной движением хиппи, в годы политической оттепели и медленного, но неудержимого сползания мира в постиндустриальную эпоху всеобщего хаоса, многие западные молодые люди, объевшиеся как удушливой, с их точки зрения, атмосферы общества буржуазных ценностей, так и бесшабашного пира вседозволенности и безответственности, проповедуемого «детьми цветов», начали искать альтернативу для своих мечущихся неприкаянных душ на Востоке и, в частности, в Индии. Индия, не так давно (в 1947 году) добившаяся независимости, была вожделенным островом свободы, где, в отличие от коммунистического Китая, жестких исламских теократий Среднего Востока и пугающих и опасных драконов Юго-Восточной Азии типа Кореи или Вьетнама, в одной из которых война только-только закончилась, а в другой вот-вот назревала, была неким участком стабильности, сбросившим иго белого человека, но получившим в наследство от него довольно неплохую инфраструктуру экономики и довольно свободные (для гостей) нравы. Там царила (с точки зрения просвещенного Запада) ужасающая бедность, но она же гарантировала безоблачное и долгое путешествие и проживание европейцам и американцам даже на пособие по безработице, которое по индийским понятиям было эквивалентно небольшому состоянию. Там царил некий дух свободы и не было оснований опасаться, что тебя повесят или посадят надолго в тюрьму за курение травки или даже употребление более сильных наркотиков.

Толпа «переселенцев», одетых в рваные джинсы, желающих «делать любовь, а не воевать» (знаменитый девиз хиппи «make love, not war”) хлынула на просторы Индийской республики, снабженная горсткой мятых долларовых купюр и желанием обрести здесь землю обетованную, где до конца дней своих можно ничего не делать, а только петь под гитару в условиях теплого и благодатного тропического климата, трахаться и курить до безобразия дешевую марихуану. Отличную рекламу индийскому эзотеризму сделали великие «Битлз», подсевшие одно время на систему трансцедентальной медитации Махариши Махеш Йоги и заложившие основание его будущей популярности и миллиардному состоянию.

Но не всё так, как грезится порой в дыму ароматной забористой травки. Мятые купюры даже в дешевой Индии имеют тенденцию заканчиваться, а бесплатно кормить и поить западных дармоедов даже гостеприимные индийцы долго не склонны. Кое-кто нашел здесь свою могилу, не заметив в наркотическом тумане перехода в мир иной, кое-кто ушел в разнообразные религиозные секты, которых здесь было хоть отбавляй, кое-кто вернулся домой, на Запад, и быстро вписался в столь ненавидимое им ранее буржуазное общество. Но были и те, кто, не желая возвращаться к идеалам западного мира и раздолбайству молодости, продолжал искать, интуитивно чувствуя, что что-то настоящее, часто нечто неуловимое где-то рядом, надо только протянуть руку в правильном направлении. Именно из этих людей и вышли первые будущие апологеты и мастера аштанга виньяса йоги, которые рассказали о ней Западу, впервые привезли в Америку Гуруджи Паттабхи Джойса и впоследствии распространили этот замечательный стиль по всему миру.

В отличие от большинства современных западных (да и не только) «учителей йоги», готовых в разливанном море «йога клубов» вылизывать клиента, несмотря ни на что, Паттабхи Джойс никогда не шел на поводу у своих первых западных учеников, не потакал их слабостям и несовершенству, а наоборот, заставлял их заниматься по полной программе, иногда два раза в день, месяцами день за днем неизменно ожидая их ранним утром в маленькой комнатке своего старого дома в Лакшмипураме в Майсоре (юг Индии, штат Карнатака). Дисциплинированность и упорство Учителя оказывала свое воздействие на практику его учеников – постепенно и они впитывали в себя основы метода аштанга виньяса йоги, как ежедневного, непрекращающегося служения, практики, которая пронизывает всю вашу жизнь. Это была йога для избранных, ибо немногие могли себе позволить, хотели себя заставить или просто могли выдержать такой ритм обучения. Пребывание во многих других «школах йоги», где большая часть практики сводилась к бесконечным разглагольствованиям о Высшем и необоснованного чувства своей исключительности и уникальности в связи с принадлежностью к чему-то тайному и сакральному, разительно отличалось от каждодневного тяжкого труда в йога шале Гуруджи. Посему люди, случайно попавшие в ученики к Джойсу, довольно быстро и тихо линяли из славного города Майсора и больше никогда там не появлялись. Но таких было, честно говоря, немного. Как-то так складывалось, что большинство добравшихся до аштанга йога шалы оставались там надолго, некоторые – практически навсегда. Притяжение этой мощной, сочащейся энергией практики йоги для многих было просто завораживающим и они уже не оставляли ее. Постепенно, к середине 70-х годов, из редких одиночек сформировалась некая аштанга-коммуна, в которой все так или иначе были знакомы или по крайней мере слышали друг о друге. Хотя нас отделяет от того времени почти 40 лет, большинство этих людей живы и поныне, практически все они продолжают практиковать аштанга виньяса йогу, многие преподают и ведут очень активный образ жизни. Имена Алена Норманна, Дэвида Вильямса, Ненси Гилгофф, Джона Скотта, Марка и Джоан Дерби, Дэвида Свенсона, Ричарда Фримана, Эдди Штерна, Тима и Чака Миллеров, некоторых других, известны сейчас во всем мире, а аштанга виньяса йога, как аутентичное направление «настоящей» хатха йоги, стоит, наверное, во главе перечня известных и «живых» стилей йоги.

Конечно, безжалостное время, которое постепенно извращает и убивает все правильное и хорошее, не обошло своим вниманием и аштанга виньясу. Многие западные студенты, побывав месяцок другой в Майсоре, довольно быстро смекнули, что ожидать благословения Джойса на преподавание нужно годами, а срубить деньжат хочется побыстрее и побольше. Они чуть-чуть кое-где кое-что подправили в системе аштанга виньяса йоги, добавили немножко отсебятины, повыкидывали все самое сложное и плохо адаптирующееся к основной массе западных ленивцев и налепили массу новых стилей типа power yoga, power vinyasa, power flow и так далее. Новомодные «стили» пришлись гораздо больше по душе западному обывателю, чем чрезмерно сложная и удручающе утомительная, да при этом еще и однообразная аштанга виньяса йога.

Не понимая глубины и сложной структуры системы аштанга виньяса йоги, не желая тратить годы на обучение и совершенствование в ее рамках, многие стали заниматься этими новоделами. В современной Америке или Европе количество занимающихся «как бы йогой» в разы превосходит адептов действительно традиционных стилей, будь то аштанга виньяса, йога Айенгара или Шивананда йога. Пожелание таким «энтузиастам» йоги, которые хотят прийти на одно-два занятия и быстренько понять и разобраться во всем, особенно не утруждаясь, но при этом ожидая скорого чудодейственного результата и участливой заботы преподавателя к «клиенту», дал один из старейших учеников Паттабхи Джойса, неподражаемый в своей красоте Ален Норманн. «Go and fuck yourself» – сказано в стиле 60-х, но понятно и в начале 10-х следующего века, не правда ли?

Аштанга виньяса йога пришла в Россию на четверть века позже, чем на Запад. В ускоренном темпе мы прошли все этапы развития, аналогичные западным, повторили и усугубили все ошибки, сделанные до нас. В наших краях уже тоже полно доморощенных брендов йоги, и каждый второй инструктор учит «авторскому» стилю, а каждый первый просто «хатха йоге». Но люди, которые действительно хотят учиться настоящей йоге, по прежнему имеют не так много вариантов на выбор. Да это и незачем, действенных техник в любой области знания всегда было немного и все они были наперечет. Аштанга виньяса йога Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса является одним из наиболее мощных известных на данный момент стилей аутентичной хатха йоги, исключительно плотно ложащимся на режим существования человека в бешено несущейся в никуда современной цивилизации. Ее действенность и высокая эффективность подтверждена тысячами занимающихся во всем мире. Даже без лишних объяснений и аргументов, просто посмотрев на выполнение любым мастером отрывка практики аштанга виньяса йоги можно понять, насколько это сильная и удивительная вещь. Наличие интернета в любом уголке планеты и начальное умение пользоваться поисковыми системами, доступное сейчас даже детям, делает это не простым, а очень простым. Правда вот, научиться аштанга йоге по интернету пока нельзя. Но это и хорошо. Как известно, «наставление должно быть устным, практика – непрерывной, техника постигается изучением себя».

Посему я не буду тратить внимание читателей на рассказ о нюансах практики аштанга виньяса йоги. Все равно по статье, даже очень хорошей, йоге не научиться. Да и вся основная информация доступна и широко известна, только включи комп и набери пару слов. Это (обучение) можно сделать только регулярной практикой под руководством компетентного, знающего преподавателя. Могу только очень кратко сказать, что для успешной практики аштанга виньяса йоги необходимым условием является соблюдение Трех Золотых Правил аштанга йоги (в чем они и как их правильно применять – тема другой большой статьи). Без них никуда. Именно сложность соблюдения этих правил и делает аштанга йогу труднодоступной для всех, йогой для избранных. Не тайны, тщательно скрываемые в отдаленных пещерах, ни неподдающиеся расшифровке древние тексты, а просто следование нескольким простым обязательствам. И все. Вы сами можете выбрать себя и стать избранным. А можете выбрать сетование на неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся для вас непонятно почему непонятно кем. Выбор – за вами.

В Московском Аштанга Йога Центре создана настоящая школа аштанга йоги – Ashtanga Yoga School Moscow, полностью соответствующая международным стандартам обучения этому направлению и впитавшая опыт многих самых авторитетных мастеров стиля, куда я и приглашаю вас обращаться, если вы по-настоящему хотите изучать это направление. Что касается литературы по данному вопросу, могу порекомендовать книгу самого Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса «Йога мала» (переведена и издана на русском), три главные книги старейших его учеников по аштанге – Джона Скотта, Лино Миеле и Дэвида Свенсона (первые две переведены и изданы на русском языке, третья ждет своей очереди), а также две книги нового поколения аштангистов – Мэтью Суинни и Грегора Маеле (оба из Австралии, обе книги переведены и готовятся к изданию на русском языке в издательстве «Ритамбхара букс» – см. сайт www.ritambhara.org). Также только что увидел свет перевод книги Петри Ряйсенена, которую тоже имеет смысл иметь в скоей коллекции настоящим ценителям и практикам стиля.

И совсем последней строкой хочу добавить выражение Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса, ставшее уже крылатой аксиомой среди его последователей. Оно, по большому счету, касается не только практики аштанга виньясы, но и практики йоги, как таковой, йоги как мировоззрения и образа жизни: «Do your practice and all is coming»