Предисловие к журналу «ЙОГА» № 3 (15) 2006

Осознание не приносит счастья. Так сложилось, что в начале каждого номера я начинаю нагружать читателя вопросами и проблемами, которые кажутся слишком абстрактными на фоне конкретных тем освоения той или иной асаны, понимания той или иной техники или истории о тех или иных знаменитых учителях. Но что поделать, Главный Редактор – зануда, а разве может он быть иным, да еще у издания подобной направленности?

Меня часто спрашивают, а приносит ли йога счастье? Один из признаков успешной практики йоги, на мой взгляд, — расширение осознания. Но осознание не приносит счастья. Помните, у Экклезиаста: «Во многой мудрости много печали». Старик не шутил.

Большая ошибка считать, что как только что –то «понял», сразу стало радостно и наступило счастье. Зачастую, а точнее практически всегда, все наоборот. Чем больше мы осознаем, тем с более широким полем неведомого, непонятного и неуправляемого нам приходится соприкасаться. Находиться в неведении гораздо приятнее. «Обычный» человек всю жизнь, с самого детства, с момента первичного осознания своей индивидуальности тешит себя различными иллюзиями, сам себе обещает, что все изменится к так называемому «лучшему», что он достигнет, получит, поимеет то, к чему, часто безосновательно, стремится. И ему очень комфортно в потоке этих иллюзий пребывать.

Когда только начинаешь в процессе практики йоги понимать какие-то очевидные вещи, которые раньше от тебя ускользали, тогда поначалу все действительно радостно и приятно – ты чувствуешь, как много ты уже знаешь, понимаешь, осознаешь по сравнению с «обычными» людьми. Тебе кажется, что это «тайное», постигнутое тобой знание и поможет тебе дальше менять, достигать, иметь. Тебе даже иногда кажется, что ты прикоснулся к божественному… Кажется. Но не тут-то было. Иллюзии просто продолжаются на другом уровне, но суть та же. Мы остались в тюрьме, нас просто перевели в другую, более светлую и просторную камеру. Чисто для хохмы. И не спрашивайте меня, кто это так жестоко над нами потешается, не скажу.

Без изживания своей, уже существующей (так называемой – созревшей) кармы и не создания новой прорыва в духовном плане добиться невозможно. А этот сложный процесс тесно связан с развитием,  точнее трансформацией фактически неуправляемой части нашего существа – эмоциональной сферой, от тотального контроля ее над нами до полного контроля нас над ней. И лишь потом можно продуктивно работать с менталом. Многочисленные попытки одних (очень многих) начать развиваться сразу с ментального тела (сферы мысли) или попытки других перепрыгнуть от телесных практик сразу к ментальным, впечатляющих результатов не показывают. В общем-то, в том или ином виде, в явной или не очень форме в различных священных текстах всех школ про это сказано. Но не услышано.

Именно эмоциональная сфера является ближайшим, доступным нам инструментом для воздействия на «намерение мира» или, говоря более простым языком, с помощью того или иного эмоционального порыва мы можем иногда горы свернуть, в том числе и в области первичного роста нашей практики. Воздействовать на что либо мыслью гораздо сложнее, ибо, по сути человек ничем на уровне ментала не управляет. Поток мыслей хаотичен и непредсказуем. И часто нить мысли настолько тонка, что легко прерывается любой, даже не сильной эмоцией, любым ощущением, которое появляется, как отклик на событие во внешнем мире. А внений мир меняется постоянно, эмоциональные отклики – вслед за ним. Того, что называется концентрацией – дхараной – и что, собственно и ведет нас к развитию ментального тела, просто нет. Не то с эмоциями, которые почти любой человек способен генерировать достаточно долго, на основе своих постоянно продуцируемых желаний строить свои действия и даже добиваться вполне определенных, вполне осязаемых результатов.

Так в чем же противоречие, проблема, засада, как модно нынче говорить? Ну и давайте пользоваться эмоциями для своего развития, в том числе и духовного, как основным, создающим намерение фактором, а ментал оставим на случай, если надо будет что-то умножить, а калькулятора под рукой не окажется.

Не складывается. В своей практике человек добирается до вполне, скажем так, глубокого осознания тех или иных вещей в природе самого человека и бытия в целом. И добирается даже до понимания базовых движущих факторов всех своих действий, котрые намертво завязаны на эмоции, а те еще глубже, — на инстинкты. Но вот энергии, а точнее силы намерения, преодолеть эти факторы у него еще нет. И его «понимание» не способно реализоваться в реальную жизнь, ибо управляет еще не он сам, а его эмоции управляют им.

Например многие, даже особо не искушенные практики, слышали или читали, что сексуальные желания у человека, как и у всего животного мира в целом, существуют лишь как воплощение инстинкта продолжения рода, определенная матрица поведения. И прописана эта матрица везде, начиная с физиологической сферы (областью физического тела) и кончая вполне конкретными инстинктивными проявлениями (областью тела эмоционального). И что, многие ли научились своим разумом и пониманием (то есть на уровне ментального тела) эту сферу контролировать?

Многие, опять же, знают, что социальные штампы, внушаемые нам всем обществом с самого детства, есть факторы нашего порабощения им, ведущие не к свободе и осознанию, а потреблению и управлению. Многие ли ухитрились от них освободиться или, на худой конец, использовать, но не вовлекаться в эту игру?

И так далее, можно продолжать примеры долго.

Часто мы видим, что говоря о саморазвитии, о духовной практике и свободе, человек не способен осознавать и контролировать свои самые простые эмоциональные и инстинктивные проявления, а также (как самый первый шаг к осознанию) просто отдавать себе отчет, что и почему с ним происходит. Банальные проявления бренного тела и социума легко выдергивают его из «духовной» практики.

А вот когда уже этот отчет начинаешь себе отдавать, то есть твое осознание расширяется до понимания, откуда растут ноги тех или иных твоих действий, состояний и проявлений, а вот контролировать те или иные свои проявления эмоциональной сферы еще не получается, наступает это самое состояние осознания без счастья, печаль без причины.  Ибо само по себе счастье есть удовлетворенность от исполнения наших эмоциональных побуждений, а также других конструкций, существующих на базе наших эмоций и инстинктов (сюда полностью входит вся социально-экономическая сфера, то есть для многих — просто вся их жизнь). Поэтому, кстати, счастье никогда и не бывает долгим, поток желаний не прекращается, наступает новая неудовлетворенность, то есть Несчастье. Когда-то очень давно этот нюанс неожиданно для себя обнаружил один индийский принц из рода Шакьев и очень удивился. А потом огорчился тщетности всех своих действий и создал новую философию, философию  избавления от страданий, к каковому он приравнял всю жизнь, без остатка 🙂

А когда этого мало и это все уже просто не то, вот тогда-то и наступает некий кризис. Перефразируя выражение одного из основоположников марксизма-ленинизма, верхи не могут, а низы все еще чего-то хотят. То есть человек понимает, как обстоят дела, хочет развиваться дальше, дальше, но его необузданная эмоциональная сфера (читай – карма) тянет его назад. Иногда отбрасывая его назад на десятилетия и жизни. И тут крутизна выполнения им гимнастических форм асан или длина задержки дыхания или степень владения тонкостями философии перестает играть какую-либо существенную роль. На какое-то время. Иногда – до конца жизни. Именно окончательное преодоление этого поворотного пункта имеет шанс сделать наш путь необратимым.

Вы думаете, почему из десятков, из сотен, из тысяч занимающихся йогой лишь единицы доходят до реализации? Гибкости не хватает? Или медитируют мало? Да нет, не хватает сил преодолеть самого себя, то есть свое эго, которое и существует безотрывно от эмоциональной сферы. Причем необходимо сделать важное уточнение, что контроль эмоциональной сферы означает не подавление или сокрытие желаний, а управление ими, а потом и освобождение от оных. Научившись же управлению эмоциями, остается один шаг до  растворения эго, а там и до вожделенной (вожделение – это опять же эмоция, как так? 🙂 )  реализации. Но неотвратимость пути с определенной точки многих просто пугает и они поворачивают обратно. Иногда не догадываясь об этом, иногда узнавая об этом слишком поздно.  Чтобы продвинуться дальше, количество энергии и сила намерения, должны быть просто ужасающе превосходящими уровень таковых у среднего индивида.

Помните, у Стругацких?:

Сказали мне, что эта дорога приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно.

С тех пор все тянутся передо мною кривые, глухие, окольные тропы…

 

С тех пор тропы выровняли, расширили, заасфальтировали  и подсветили неоном. Больше не изменилось ничего…