Предисловие к журналу «ЙОГА» № 1 (13) 2006

Неизменно устремленные ввысь пальмовые рощи и искрящиеся отблесками солнца в частицах песка пляжи Гоа. Христианские храмы с кажущимися не совсем уместными здесь крестами. Пугливые свиньи, которые, предчувствуя свою незавидную судьбу быть вскорости съеденными, бросаются от тебя с жалобным хрюканьем во все стороны. Дымящиеся за столиками придорожных кафе папироски с марихуаной, многолюдье вечерних ресторанов с запахом рыбы и звоном бокалов. Доносящиеся с ночным ветром музыкальные переливы очередной трансовой party. Рев отъезжающих мотоциклов «Инфилд» — тяжелых монстров, собираемых на индийских заводах по английским чертежам семидесятилетней давности и пользующихся неизменной популярностью у хиппующих белых за счет своей простоты, выносливости и чрезмерной, по индийским экономным меркам, мощи. Много пожилых европейцев в аэропорту имени Васко де Гамы, которые просто приехали сюда насладиться дешевым солнцем и морем (и травкой  ) и не имеют никакого понятия об уходящей вглубь тысячелетий культуре Маха Бхараты…
И при этом, несмотря на разливающуюся пенными всплесками моря и веселыми голосами отдыхающих устойчивую декорацию праздника жизни, присутствие стойкого ощущения иллюзорности, тленности и бессмысленности всего происходящего вокруг…

Вольготно растянувшиеся вдоль берега священной Матери Ганги гхаты* Варанаси. Нагромождение беспорядочно понастроенных (непонятно сколько веков назад) домов, домиков и просто состыкованных друг с другом кусков стен. Стекающие по этим стенам во многих местах канализационные струи из вышележащих отелей. Везде лики Господа Шивы и Матери Кали. Бродящие по гхатам вроде как бездомные коровы, буйволы, козы и гуси. Сидящие вдоль стен садху, сосредоточенно потягивающие свой чилум** и вроде бы ни на что не обращающие внимания. Неугасающие много веков костры смашанов***, на которых неизменно, как считается, присутствует сам Господь Шива, и мусорные волны прибрежной полосы, в которых нет-нет да проплывут останки недогоревшего трупа, ибо часто у родственников умершего нет денег на достаточное для кремации количество баснословно дорогих здесь дров. Что ни в коей мере не мешает купаться почти там же молодым людям, а древней старухе невдалеке стирать белье и раскладывать его для сушки на ужасно пыльных ступенях. И каждое утро, если внимательно вглядеться в лица прохожих, можно встретить самого Господа Даттатрейю в облике оборванного и грязного нищего, сопровождаемого четырьмя такими же грязными собаками. Не так уж редко встречающиеся европейцы, непонятно каким образом и с непрочитываемым на лице намерением попавшие в это, абсолютно фантасмагорическое место. Громогласная пуджа в храме Шивы, на которую нас пускают легко и даже вовлекают в общее действо и ежевечерние огненные арати**** в двух местах от места кремации, собирающие множество паломников и туристов. Приветливый хатха-йог, угощающий нас своей скромной трапезой и, на вид вполне счастливо, живущий с женой и двумя детьми практически под открытым небом. Пожилой американец, много лет изучающий одну из самых сложных и запутанных школ традиционного шиваизма и пишущий тексты своих исследований в ветхой башне с окнами, выходящими на Гангу.
Смешение цивилизации XXI века, нелепо вылезающей неоновыми вывесками отелей и мобильными телефонами в руках закутанных в традиционные тряпки индийцев, и архаичной культуры, уходящей своими корнями во времена, которые нам уже почти невозможно представить.
Ощущение иллюзорности также и даже, может быть, больше здесь присутствует, однако оно имеет совсем другой оттенок, гораздо явственнее намекающий на что-то неизменное, истинное, таящееся на расстоянии вытянутой руки. И, по сути, никак не связанное ни с пляжами Гоа, ни со смашанами Варанаси. Но что это – еще предстоит понять… может быть, не в этой жизни… хотя встающее на другом берегу Ганги солнце своими лучами вселяет робкую надежду в отчаявшийся в бесконечных поисках недосягаемого разум…

Чем дальше двигаешься вглубь неизмеримого строения здания йоги, тем больше понимаешь, как мало мы еще о нем знаем и как надежно это знание укрыто от взоров непосвященных. Те действия, которые еще вчера нам казались вершинами йогической практики, сегодня кажутся лишь неумелой имитацией непонятно для чего предназначенных телодвижений, описанных в древних текстах. Процесс познания, завершив очередной круг, выводит нас к исходной точке, но на новом уровне осознания. Привычная картина уже не просматривается, расплывается, а новый взгляд все никак не удается сфокусировать, так как непонятно, на что, собственно, смотреть, ибо все вокруг незнакомое и неизвестное… Но другого пути нет, как, впрочем, и возможности вернуться назад – выражение «все мосты сожжены» вовсе не фигуральное, оно довольно четко описывает реальность бытия в определенные моменты нашей жизни.

Современная западная цивилизация настолько далеко увела наше восприятие от реального мира, что тот мир, который выдуман рекламщиками, имиджмейкерами и создателями мыльных сериалов, иногда (да что там – почти всегда) воспринимается нами как настоящий. Однако, к сожалению или к счастью, — не мне судить, — но это не так. Помните, как у Желязны в «хрониках Амбера»: чем ближе мы подходим к истоку мира, тем меньше технических средств (мобильников, ноутбуков, автомобилей и самолетов, кофеварок и телевизоров) там работает. Только живой огонь, физическая сила и, конечно, магия. Магия, рожденная силой нашего Духа и, если мы говорим о йоге, длительностью беспрерывных усилий, направленных на постижение непостижимого… 

   *гхаты – каменные набережные у священных рек, место паломничества и проведения религиозных церемоний

  **чилум – специальная трубка для курения гашиша

 ***смашан – место сожжения умерших

****арати – религиозная церемония с использованием огня, подносимого различным аспектам Божества (в данном случае – Ганге)