Предисловие к журналу «ЙОГА» № 4 (12) 2005

Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Это не всегда осознается: часто затмевающие наш разум омрачения, выражающиеся в нами же созданных проблемах, заставляют нас считать, что это не так.

Лучше всего гармония и совершенство окружающего мира чувствуются вдали от шума городов, на лоне девственной (если таковая на нашей планете еще осталась) природы. Хотя это не для всех.Иногда это может вселить в некоторых не до конца понятную печаль и некую грусть. Это происходит оттого, что при более тесном контакте с природой внутри нас всплывает всегда находящееся где-то в глубине нашего существа ощущение, что все мы когда-то умрем, переживание одиночества, а также сознание неспособности слиться с красотой и текучестью этого мира… Хотя не все так грустно, как порой кажется J

Сложнее услышать эту гармонию в суете мегаполиса, в сутолоке шумящей толпы и бесконечной череде зачастую бессмысленных дел, которыми мы неосознанно отгораживаемся от вопрощающего голоса внутри нас. Но и здесь это возможно. Сделайте паузу (только вот не надо есть «твикс» — вообще не надо есть!), выключите ваш мобильник, заглушите двигатель вашей машины и просто попытайтесь расслабиться и проникнуть за завесу внешней формы окружающих вас вещей и явлений. Почувствуйте жизнь даже там, где она почти уже умерла и в то же время яростно бурлит, чтобы хоть как то компенсировать отсутствие качества все увеличивающимся количеством и скоростью движения. Это раковая опухоль яростно разрушающего себя и окружающий мир в неутолимой жажде изменений человечества. Но все еще не так драматично, как может показаться J Пока.

Нам все время чего- то не хватает, вы заметили? В жизни, в работе, в отношениях с окружающими, в практике йоги тоже. Уж про материальные блага я вообще молчу. Это все проистекает, с одной стороны,  от негативного стремления к постоянным изменениям, а с другой стороны, из позитивного стремления развиваться и совершенствоваться. Как не перепутать одно с другим? Как сочетать сантошу и тапас?

Начинающие заниматься йогой часто надеются, что им что-то покажут, дадут, научат неким готовым схемам развития, которые неумолимо приведут их к совершенству. Ведь йога – путь совершенства!

Расскажут о тайных знаниях и секретных практиках, которые быстро и без особого напряжения помогут решить все накопившиеся проблемы: от жировых отложений на обленившимся и запущенном теле до психологических комплексов на столь же обленившейся в комфорте современной цивилизации душе. Но помните: «бесплатных пирожных не бывает»! В йоге все почти так же, как в любой другой стоящей области человеческой деятельности, только еще хуже J Талант не заменит упорства и неординарной работоспособности, а изнуряющие тренировки ни к чему не приведут, если вас не коснется милость Гуру. «Просветления невозможно достичь без Учителя» — считают все традиционные школы и их мастера. Но и самый великий Учитель не пройдет ваш Путь за вас. Проторенные дороги есть, но идти по ним все равно придется своими ногами. А это означает неотвратимость постоянного выбора. И самое правильное здесь – «следовать своей карме», — так утверждают учителя. И спотыкаться тоже придется, можно даже упасть. Главное – подниматься и идти дальше. Вспомните истории из жизни  великих и известных Учителей, они изобилуют подобными примерами падений и подъемов. Как, например, жизнь Шри Б.К.С. Айенгара, написавшего недавно новую книгу LIGHTONLIFE (Прояснение жизни)

Но с чего все же начать? Да все не так сложно, как может показаться: просто начните не спеша работать со своим телом. Для того, чтобы когда вы (может быть) поймете, что делать с вашей душой, оно еще было цело и служило вам послушным инструментом, а не обузой. А так как шанс добраться до сокровенных истин у большинства людей весьма и весьма мал, лучше создать себе некий резерв времени, чтобы успеть хоть что-то понять.

Хотя есть довольно стройные и рабочие системы, которые утверждают не только ненужность работы с телом, но и многие практики традиционной йоги считают недостаточными для реализации. Такова, например, буддийская школа випассана. Хотя некоторых она, наоборот, привела в хатха йогу. Не зря же сказано, что пути Господни неисповедимы. Нет ничего однозначного, вот даже преподавание йоги таким великим Учителем, каким, безусловно, был Шри Т. Кришнамачарья, менялось с течением времени. И, хотя многие люди просто боялись его, у него было очень доброе сердце.