Майсор 2004

НАЧНЕМ С ТОГО, что никакой Индии нет. Слово произошло от hindu, так называют себя последователи всех ортодоксальных школ индийской религии и философии (т.е. cюда не входят, скажем, джайны или буддисты, школы которых изначально тоже вышли из этой плодовитой земли). Алфавитом деванагари (общим для санскрита — древнего священного языка и хинди — государственного языка для межнационального общения в Индии, ибо местных языков здесь несколько десятков) название страны пишется как Бхарата. Наверное, многие читатели слышали когда-нибудь название такой книжки — Махабхарата (Великая Бхарата) — эпоса глубокой древности, рассказывающего об истории, философии, обычаях тех времен (кому лень читать 12 академических томов Махабхараты, тем более, что достать их практически невозможно, я очень рекомендую трехтомник Генри Лайона Олди «Черный баламут», в котором в художественной, очень увлекательной форме, изложена история потомков Бхараты.) 

Так вот оттуда, издревле и идет название страны. Хотя в настоящее время, кроме общей государственной политики и одинаковых повсюду вездесущих рикш, между разными штатами на уровне простых жителей мало общего, очень сильно разнятся языки, обычаи, уклад жизни. Но глобализация, эта паршивая дочка современной цивилизации, и здесь постепенно устанавливает свои порядки. Уже в самой отдаленной деревне в ларьке из пальмовых листьев за 1.5 рупии можно купить одноразовые пакетики стирального порошка Tide и за 2 рупии Ariel, если где-то и можно купить растворимый кофе и чай в пакетиках, то в первую очередь вы увидите Nescafe и Lipton. Еще 20-30 лет, и не останется ничего, кроме развалин полуразрушенных храмов и рутины продолжающих по привычке соблюдаться обычаев и ритуалов, смысла которых уже почти никто не помнит и не понимает. Впрочем, очень хочется ошибиться. 

*** 

Многие жители Майсора, небольшого городка в Южной Индии, штат Карнатака, даже и не догадываются, что их город широко известен в мире благодаря всего двум людям: Свами Ганапати Сатчидананде, считающемуся аватарой Господа Даттарейи, реализованному йогу и всемирно известному музыканту-исполнителю и Шри Кришне Паттабхи Джойсу, нынешнему хранителю стиля аштанга виньяса йоги, реконструированному им вместе с его гуру — Шри Т. Кришнамачарьей,также долгое время жившему в Майсоре. 

*** 

Никогда не ездите поездами 3АС и так называемыми sleepper — если вы конечно цените минимальные удобства. Выбирайте только 2АС, а если вы любите экстрим и ищите на свою задницу приключений — в Индии их есть. То же касается так называемых local bas — это просто железные, с решетками на окнах, ящики для скота, которые кто-то с чисто английским юмором нарек автобусами и в которых по какому-то недоразумению возят людей. Хотя, — кто я такой, чтобы судить, — может быть, им нравится? Мне — нет. Super fast — это уже похоже на средства транспорта, но неоткидывающиеся спинки сидений делают длинные путешествия отличной компенсацией вашей практике йоги, в том плане, что если она (практика) спину лечит, то Super fast ее калечит. Что вам надо, так это super lux или sleepper bas, эти технические устройства на колесах более-менее приспособлены к езде на дальние расстояния (но не более 10 15 часов и в темное время, медленно поджариваться днем и в super lux малоприятно, так как имеющиеся в них кондиционеры включают весьма неохотно — из экономии) Они имеют мягкие, откидывающиеся сидения, а в sleepper bas широкие, как в бизнес-классе самолета, сидения, уходящие назад практически до лежачего положения. 

В поездах туалетов не два, а целых четыре и они не закрываются никогда! Вот это в каком-то смысле гораздо более цивилизованный подход, чем в наших поездах, где за час до Москвы — санитарная зона и держите памперс про запас. При этом там висит табличка, что по возможности просьба не пользоваться туалетом на остановках, но только просьба. Индийские туалеты несколько отличаются от наших и больше похожи на таежные (где за одну дубину держишься, чтобы не упасть, а другой волков отгоняешь)… Вместо туалетной бумаги стоит железная кружка, прикованная цепочкой, что, в общем, для настоящего йога предпочтительнее.. И, уж не знаю почему, эти туалеты (я говорю про поезда и класс 3АС и 2АС, которыми мне довелось пользоваться) почему-то гораздо чище, чем большинство наших и практически без запаха. Хотя вот мусор в Индии выбрасывают из окон поезда, автобуса и пр. безо всякого стеснения, как само собой разумеещееся, что не есть, на мой взгляд, хорошо. 

Если вы собрались ехать на юг Индии, в Карнатаку (там расположен Майсор), Кералу или Тамилнаду, то, конечно, лучше воспользоваться самолетом из Дели, если позволяют средства, или прилететь из Москвы сразу в Гоа, а уж оттуда на поезде на юг. Потому что путешествовать двое-трое суток даже в относительно комфортабельном 2АС не самое занимательное времяпровождение, хотя для первого раза попробовать стоит. 

*** 

Безусловно, что не существует одного, лучшего стиля йоги для всех и глупцы или невежды, утверждающие, что они нашли (поняли, восстановили, распознали) лучший для всех алгоритм и методику практики могут вызвать только улыбку сожаления. Хотя правда и то, что у каждой из известных школ есть свои непримиримые фанатики, борющиеся за «чистоту линии» до последнего. Что ж, наверное так и должно быть. Я не принадлежу к фанатикам и понимаю ограниченность любого стиля. Но мне, и не только мне, больше других нравиться аштанга виньяса йога, почему бы и нет? И я считаю, что для постановки школы, так сказать фундамента практики, этот стиль один из лучших. 

*** 

На всех, без исключения, банкнотах (1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 рупий) изображен одинаковый портрет Махатмы Ганди — ну прямо-таки дедушка Ленин на червонцах и четвертаках времен застоя. Бумажки в 5 рупии попадаются редко, в 1 практически никогда (есть монеты 1 и 5 рупий), бумажки в 500 и 1000 рупий вам может выдать любой банкомат, но не суйтесь с ними в маленькие лавочки, к рикшам, продaвцам кокосов и пр. — сдачи скорее всего нет, поэтому правильным будет иметь всегда в кармане мелкие деньги (а разменять крупные легко можно при покупке в супермаркете или, скажем, на бензоколонке) 

*** 

Хороший знак нам был подан в самый первый день нашего пребывания в Майсоре. Бросив вещи в гостинице, мы поймали рикшу и поехали искать Институт Аштанга Йоги (Ashtanga Yoga Research Institute — далее AYRI). Как выяснилось, рикша очень слабо представляет, что это и где находится (если на лице рикши после того, как вы назовете ему конечную цель поездки отражается хотя бы тень непонимания — это означает, что он без понятия, куда ехать и по дороге будет сто раз спрашивать всех подряд, потратит кучу лишнего времени, за которое захочет с вас же получить деньги. Поэтому, увидев эту тень на лице, тут же отходите и берите другого, пусть даже первый неожаданно вспоминает, что он родился на той улице, куда вы едите) Однако мы все же нашли Институт и, выгрузив наши уставшие тела, подошли к привратнику с вопросом: «Есть ли сегодня прием и можно ли записаться на занятия?» Ответом было категорическое «нет, сегодня выходной», однако что-то подсказало нам потусоваться еще несколько минут. Как выяснилось — не зря! Подъехала небольшая неброская машинка и из нее вышел Шарат, который пригласил нас внутрь, а пока мы читали и заполняли анкеты, позади неслышно открылась дверь и в офис вошел сам Паттабхи Джойс. Мы тут же встали поприветствовать его, но он замахал руками, чтобы мы сели. Всегда очень странное ощущение возникает, когда видишь человека, о котором много читал и слышал и который в твоем сознании уже не человек, а легенда. Да еще при этом считается Хранителем одного из самых известных стилей йоги. Первое впечатление — достаточно высокого роста, плотный, но не толстый, очень суровый и строгий — обманчиво. В действительности рост у Гуруджи средний для индийца, а как бы насупленное выражение лица — это маска человека, вынужденного поддерживать статус хранителя и главы школы. Но иногда вдруг его лицо неожиданно расплывается в саркастической ухмылке и ты понимаешь, что перед тобой обычный, хотя и неординарный человек, которому уже смешно взирать с высоты своих почти 90 лет и более чем полувекового опыта преподавания на желторотых учеников, которые так преданно, иногда чрезмерно надоедливо, почитают его. 

*** 

Для людей скажем так среднего класса считается правильным, соответствующим их высокому статусу, делом в 30-градусную жару иметь на ногах носки и полностью закрытые кроссовки или ботинки, я уже не говорю про плотные брюки из темной ткани. Несчастные! Условности цивилизации коснулись и индийцев в полной мере, просто к своим шизокрылым голубям они добавили еще и стайку западных. 

Брать надо только лучшее, а бесполезные догмы, привычки, стереотипы и предрассудки отбрасывать — это касается не только Индии и теплых штанов. 

*** 

«One more» — периодически раздается сильный голос Гуруджи, оповещая о том, что еще один ученик закончил свою последовательность и следующий студент может зайти в зал и расстелить свой коврик. Кстати, многие используют сразу два коврика: один липкий — yoga sticky mat для выполнения начальных Сурья Намаскар и стоячих поз, а другой тряпичный — cotton yoga mat, который укладывают сверху (он гораздо лучше впитывает пот) для основной серии. Первый коврик — исчадие современных западных технологий, второй — наследие старой Индии мирно уживаются. 

Характерным признаком проходщих занятий является просачивающийся даже сквозь стены сильный голос Джойса и равномерный шум прибоя (нет не морского, к сожалению море от Майсора далеко) дыхания удджайи. 

А как «пробирает», когда на led-классе 50 человек в унисон поют вводную мантру аштанги! Ради одного этого стоит хотя бы разок заглянуть в Институт. 

*** 

Ложь, что женщина не может одна путешествовать по Индии, если конечно она не лезет в мини-юбке в дремучую деревушку одна ночью. В большинстве остальных случаев при правильном поведении и соответствующей одежде вы в полной безопасности. Хотя взглядами со смесью удивления, вожделения, любопытства вы будете сопровождаемы постоянно. Но это, мне кажется (ибо чтобы почувствовать это в полноте — надо быть женщиной), что это вполне переносимо. 

*** 

Новое 3 этажное здание Ashtanga Yoga Research Institute расположено на окраине Майсора, в фешенебельном (по здешним меркам) районе Гокулам, сплошь состоящим из частных 1-2 этажных домов самой различной архитектуры (двух одинаковых домов я в Индии не встречал вообще никогда, видимо счастье типовых хрущоб не коснулось этой благословенной земли). Хотя общие признаки, конечно, есть: одинаковые по всей Индии от Кашмира до Кералы засовы на дверях и висячие «игрушечные» замки (и то и другое, по опыту, ломается мгновенно, но, видимо, криминогенная обстановка здесь не чета нашей и само наличие замка уже серьезное препятствие для потенциального вора). 

Большой светлый зал с высоким потолком, везде висят портреты Кришнамачарьи, самого Джойса, его жены, дяди, Шарата, в стеклянных витринах подарки от студентов, в основном статуэтки Ганеши и Шивы, купленные здесь же, в Майсоре. Пол каменный, но на нем лежат огромные, 5х5 метров хлопковые ковры. В торце зала кабинет со стеклянной дверью, где оформляют вновь прибывших и куда Джойс уходит иногда и тогда его заменяет Шарат. 

*** 

Мы приехали в Майсор на излете «бархатного сезона», когда там самый большой наплыв практикующих. У Паттабхи Джойса было около 150 человек, которые съехались сюда со всего мира. Большинство составляли вездесущие американца, но были и студенты из Австралии, Канады, Германии, Аргентины, Греции, Швейцарии, Японии. Вот теперь и из России, хотя на семинары Джойса, насколько нам известно, наших соотечественников заносило и раньше. 

Вся индийская еда крутится в основном вокруг риса и огромного количества разных специй, которые отличаются одним общим признаком — они острые до невменяемости, и чем дальше на юг, тем больше, а это далеко не всем нравится, а некоторые европейские желудки просто не в состоянии привыкнуть сразу к такому жгучему «спайсу». 

Поэтому вокруг тусовки практикующих в Майсоре образовалось несколько «общепитовских точек», рассчитанных на западных студентов. Кроме традиционной индийской пищи, там можно заказать и привычные американцам и европейцам блюда. Разумеется — вегетарианские, за исключением яиц (каюсь, тяжкому греху поедания омлета я сам тоже предавался несколько раз!). Конечно, все дороже, чем в каком-нибудь «Махеш прасад», где любят обедать индийцы, но что такое 10-20 рупий (20-40 центов) для американца или англичанина? В этих местах едят практически все занимающиеся, если не всегда, то часто и именно там можно пообщаться и узнать новости йоги и нюансы практики разных людей со всего света. 

Что касается жилья, то с этим проблем нет. В небольшой гостинице «Кавери лодж» в свое время останавливались почти все практикующие йогу в Майсоре. Наверное, перила лестниц и плюш кресел холла помнят Ричарда Фримана и Дэвида Свенсона, как и многих других Но сейчас там уже почти никто не живет, предпреимчивые индийские дельцы организовали несколько «шарашкиных контор», которые встречают (по желанию) приезжающих, сдают им в аренду средства передвижения (от велосипедов и скутеров до джиов с водителями) и подыскивают приемлимое по ценеи комфорту жилье в частных домах. Но лучше это делать заранее, списавшись по е-майлу, а то процесс может занять несколько дней (как и было в нашем случае). 

Сам по себе Майсор считается достаточно тихим провинциальным городом, и, если не вылезать в самое пекло днем на центральную площадь, запруженную транспортом и насыщенную по самое никуда выхлопными газами рикш с никогда не регулировавшимися карбюраторами, то это мнение абсолютно верное. Жизнь здесь течет размеренно и спокойно, никто никуда не спешит, хотя, впрочем, это общеиндийская черта характера — ведь впереди вечность (если только дело не касается денег, которые вы должны заплатить — вот тут все любят побыстрее). 

*** 

Занятия начинаются в 5 утра и идут до 9.30. Каждый студент приходит в назначенное ему свое время и занимает освободившееся место. Одновременно в зале могут поместиться 55-60 человек, коврики лежат очень плотно, с интервалом 10-15 см. Все выполняют свою практику, кто-то делает только первую серию до навасаны, кто-то вторую, а зубры даже третью (хотя их было раз-два и обчелся). Это называется mysore stile. Одновременно с нами из известных у Паттабхи Джойса занимались Лино Миеле и Нэнси Гилгофф. 

В пятницу и воскресенье идут так называемые led-class, когда весь зал выполняет серию синхронно, под счет Гуруджи. Отличие в том, что в пятницу только первая серия, а в воскресенье продвинутые ученики со стажем пребывания в Институте делают отдельной группой и вторую серию (а остальные через дверь смотрят). А вот третью серию гуртом не делают, это все же уже более индивидуальная практика. 

Первый led-class было заниматься тяжело. Обычно я занимаюсь в своем, выверенном годами ритме, соотносящим движение с потоком дыхания и, хотя он каждый раз немного другой, все же он мой. А тут вдруг надо выполнять всю перую серию под счет, да еще достаточно быстрый, похожий на австралийскую кассету с Шаратом. Весь класс занимает где-то 70 минут, в отличие от 90-100 минут, которые я привык практиковать самостоятельно, и уж, конечно не 2 с половиной часа, которые я веду занятия. Но все это не зря! Led-class, на мой взгляд, выполняет роль своеобразного теста на выносливость и качество практики. Насколько данная последовательность освоена, привычна, можешь ли ты удерживать позу, одновременно следя за дыханием, бандхами и дришти и полноценно выполняя все виньясы в таком, некоторым образом «навязанном» тебе темпе? Честно скажу, что это нелегко, кто не верит, — попробуйте сами. А уже в самостоятельной ежедневной практике в Майсор-стиле ты прорабатываешь отстающие стороны более плотно. 

*** 

Чаем здесь называют его жалкое подобие, обильно смешанное с молоком, а если еще и в варианте masala chai, то вообще ни на что не похожую острейшую бурду. Кофе так же убог и навеевает мысли о советских привокзальных буфетах 80-х, а также о детсадовском прошлом. Но почти во всех touristic place, если поискать, то можно найти и нормальный (в пакетиках) чай и вполне приличный кофе, даже сваренный! 

Привычка есть руками повергала меня поначалу в глубокое недоумение. Наблюдать, как взрослый солидный дядя с золотыми часами и перстнями размешивает рукой тали (рис с приправами) и горстями закидывает его себе в рот было смешно и грустно одновременно. Но, с другой стороны, при здравом размышлении я понял, что все это, в общем, условности и игры ума — разве не едят у нас руками курицу, бутерброды, фрукты и пр. Так почему бы не есть руками и рис? Китайцы вон едят его специальными палочками — у всех свои заморочки, хотя я все же предпочитаю вилку и ложку 

*** 

Некоторые девушки весьма уверенно стоят на руках, многие ученики делают в прогибе захват за лодыжки (тут надо возгордиться, что один из нас троих, приехавших из России в первый раз, смог к концу месяца сделать этот сложнейший захват тоже). Только несколько человек делает самостоятельно выход (во второй серии) обратно из карандавасаны в пинча майюрасану, зато многие уверенно чувствуют себя и без помощи в супта ваджрасане. Обычно именно эти две позы являются главными камнями преткновения на втором уровне. 

*** 

В Майсоре, как и в Индии в целом, много храмов — вишнуитских, шиваитских, и многих местночтимых мелких божеств. Большинство из них в весьма запущенном внешне состоянии. Многие храмы очень нуждаются в Христе, но не в том плане, чтобы поменять веру на лучшую, а чтобы разогнать жадных до данейшн жрецов, которыми некоторые храмы напичканы под завязку. В некоторых храмах вас начинают зазывать еще с улицы и разноголосый вой ополоумевших брахманов и обилие огромных железных сейфов (живо напоминающих мне кассу крупного завода) для данейшн отбивают всякое желание посетить эти божьи дома. И Господа нет среди них… 

*** 

Не очень хорошо, в целом, у практикующих обстоят дела с перевернутыми позами (сарвангасана, ширшасана), что на фоне всей остальной «крутой» практики смотрится довольно странно. Но тут уже, по моему, все зависит от преподавателей на местах, которые должны уделять каждому ученику больше внимания и отстраивать асаны. Мне было бы стыдно, если бы мои студенты так стояли на голове. Хотя, конечно, это наблюдение касается не всех поголовно, некоторые стоят в ширшасане ровно и красиво, дай бог каждому. 

*** 

Нигде больше, кроме Индии, я полагаю, вам не увидеть такого умилительного зрелища, как вечером, за столиком кафе группа солидных мужчин в возрасте сидит и чинно кушает мороженое или тянет из соломинок сок. Злачные заведения, где продаются местные варианты рома и виски здесь тоже есть, причем цены невысокие,но я никогда не видел там больше нескольких человек. Может быть, это одна из причин, что в целом население Индии гораздо менее агрессивно, чем, скажем, наше, и индийцев уже больше миллиарда, а нас все меньше и меньше?

***

AYRI, это, скорее всего, не место для тренировки, как таковой, а как бы экзаменационная площадка, где профессионалы аштанга йоги (или стремящиеся стать таковыми) шлифуют свою практику на глазах у Гуруджи и Шарата и, спустя какое-то время (для всех разное) получают добро — «blessing» на преподавание йоги в своих странах и Центрах. Но и после этого многие продолжают ежегодно на месяц, а то и несколько, приезжать тренироваться в Майсор. Кстати, не стоит надеяться, что если вы ловко закладываете ногу за голову и стоите на одном пальце, вам тут же дадут бумажку в признание ваших заслуг. Только длительное, в течение нескольких лет, посещение AYRI плюс качественная практика позволят вам надеяться стать сначала авторизованным инструктором аштанга йоги, а затем и сертифицированным преподвателем. Ну что же, на халяву ничего стоящего не бывает, это всем известно. Да, забыл сказать, стоимость обучения в AYRI 600$ в месяц, причем если ты, по любым причинам, не пошел на занятия или уехал, все оплачивается заново.

***

Все вышеописанное — это взгляд, так сказать, снаружи. Но есть еще взгляд изнутри и он гораздо более точен, выверен и отражает несколько другие реалии. Но об этом как-нибудь в другой раз, да и не подобает писать о чем-то более глубоком после пары месяцев в Индии. Чтобы понять культуру, сущность любой страны, тем более такой древней и великой, как Бхарата, нужно прожить там годы, знать местные языки, стать хинду и слиться (чуть не написал в экстазе) с потоком жизни страны. Все же остальные наблюдения поверхностны и субъективны, как бы точны они не были…

***

В контракте, а заполняемая при «поступлении» в AYRI анкета его сильно напоминает, указывается, что во время занятий в институте студент не имеет право заниматься йогой больше нигде — за нарушение сразу же исключают, как сказал один наш шведский друг: «ногой под зад». Что в общем-то верно, не надо мешать котлеты и мух.

А такие места в Майсоре есть, по крайней мере четыре, хотя сравниться по блеску и славе с AYRI они, конечно, не могут. Мы расскажем о них как-нибудь в следующий раз.

MNK
Москва-Дели-Тривендрум-Ковалам-Майсор-Гокарна-Бангалор-Дели-Москва